Что такое S.M.A.R.T.
Specific (конкретная)
Measurable (измеримая)
Achievable (достижимая)
Relevant (релевантная)
Time-bound (ограниченная по времени)
Пол Дж. Мейер предлагает такую расшифровку критериев:
Конкретная
Необходима узкая цель: недвусмысленная; небредовая и небанальная. Конкретная цель сообщает команде, что в точности от нее ждут, кто участвует, где всё будет происходить и какие параметры стоит учесть.
Конкретная формулировка цели отвечает на 5 вопросов (в оригинале 5 ’W’ questions):
Что? — Что я хочу сделать?
Зачем? — Конкретная причина, смысл или выгода от достижения цели.
Кто? — Кто участвует?
Где? — Определяет место.
Какие? — Определяет требования и ограничения.
Измеримая
Необходимо отслеживать прогресс на пути к достижению цели. Если цель неизмерима, то нельзя понять, движется ли команда к успешному выполнению. Измерение прогресса позволяет команде не сойти с дороги, соблюсти контрольные точки и почувствовать восторг от успеха при достижении конечной цели.
Индикаторы должны быть количественными. Измеримая цель обычно отвечает
на вопросы:
Сколько?
Как много?
Как я узнаю, что цель достигнута?
Достижимая
Необходимо, чтобы цель была реально достижимой. Достижимая цель может потребовать дополнительных усилий от команды, но не должна быть экстремальной. Она не должна быть ни сильно за пределами возможного, ни ниже стандартного уровня, чтобы не оказаться бессмысленной.
Достижимая цель обычно отвечает на вопрос «как»:
Как цель может быть достигнута?
Насколько реалистична цель, если изменить ограничения?
Релевантная
Необходим выбор значимых целей. Поставленная менеджером банка цель «сделать 50 бутербродов с арахисовым маслом и джемом к 15:00» будет конкретной, измеримой, достижимой и ограниченной по времени, но ей недостает релевантности. В многих случаях вам потребуется поддержка, чтобы достичь цель: ресурсы, куратор, некто, способный смести все преграды. Цели, которые релевантны вашему боссу, вашей команде и вашей организации получат необходимую поддержку.
Достигнутые релевантные цели продвигают команду, отдел или организацию вперед. Цель, которая поддерживает или выстроена в одном направлении с другими целями, будет считаться релевантной.
Релевантная цель отвечает положительно на вопросы:
Стоит ли оно?
Правильное ли время сейчас?
Отвечает ли нашим потребностям/нуждам?
Правильный ли я человек?
Применимо ли в текущих социально-экономических условиях?
Ограниченная по времени
Необходимо ограничить цели во времени. Достижение договоренности о дедлайне помогает команде сфокусировать внимание на достижении цели заблаговременно или точно в установленное время. Это поможет предохранить цели от вытеснения ежедневными кризисами. Ограниченная по времени цель призвана развить ощущение актуальности.
Ограниченная по времени цель обычно отвечает на вопросы:
Когда?
Что я могу сделать в течение ближайших 6 месяцев?
Что я могу сделать в течение ближайших 6 недель?
Что я могу сделать сегодня?
Когда применять
S.M.A.R.T. — управленческий инструмент, используется в ситуации направленного причинения воли. Помогает постановщику ставить задачу и контролировать процесс её выполнения. Не является инструментом для исполнителя, особенно при решении исследовательских и творческих задач. Там могут быть инструменты: понимание задачи, бриф, ТЗ, АРИЗ и т.д.
Историческое определение, 1981 год
Выпуск Management Review от ноября 1981 года содержал работу George T. Doran «Умный (буквально С.М.А.Р.Т.) способ формулировать управленческие цели и задачи». Она касалась важности задач и сложностей, возникающих при их постановке.
В идеале каждая цель компании, департамента и отдела должна быть:
Specific (конкретной) — обозначать конкретную область улучшения.
Measurable (измеримой) — быть выраженной в количественном выражении или хотя бы предлагать индикаторы прогресса.
Assignable (назначенной) — определять, кто будет достигать ее.
Realistic (реалистичной) — обозначать, какие результаты реально можно достичь, используя предоставленные ресурсы.
Time-related (учитывающей время) — определять, когда результат может быть достигнут.
Эти критерии не настаивают на том, что все цели должны быть оцифрованы на всех уровнях менеджмента. В некоторых ситуациях нереально применить количественную оценку, в частности на позициях среднего руководящего звена. Менеджеры и компании могут упустить выгоду от более абстрактной цели, пытаясь свести все к цифрам.
Что на самом деле важно, так это комбинация цели и экшн-плана. И поэтому серьезный менеджмент должен фокусироваться на этой паре, а не на одних целях.
— George T. Doran, There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives
Дополнительные критерии
Некоторые авторы добавляют букв в аббревиатуру, дополняя список критериев. Ниже список примеров:
SMARTER
Evaluated and Reviewed (проведены анализ и оценка).
Evaluate consistently and recognize mastery (последовательная оценка и выявление экспертности).
SMARTER (в контексте управления переменами)
S – specific (конкретная): не технический обзор того, что мы хотим сделать.
M – mission (миссия): как это поможет реализовать основную миссию.
A — agreed upon(согласованы со всеми): согласована.
R – resources (ресурсы): кто работает над вопросом.
T — time-bound (ограниченная по времени): когда она будет достигнута.
E – environment (среда): кого она задевает.
R – risk (риски): какие риски и какой план отката.
SMARTTA
Trackable and agreed (отслеживаемая и согласованная).
SMARRT
Realistic and relevance (реалистичная и релевантная).
Реалистичная означает то, что цель может быть достигнута имеющимися ресурсами. Релевантная отсылает к видению и картине крупными мазками.
Что почитать по теме:
- чек-лист хорошего списка задач.
- Как сфокусировать сотрудников на важных задачах за 5 минут на весь день
- О личной эффективности от руководителя Google Apps for Work
- Управление людьми: конспект тренинга