Руководство PMI PMBoK® – это стандарт для управления проектами. Данный стандарт описывает процессы управления проектами, инструменты и методы, используемые для управления проектом в целях достижения успешного результата.
PMI PMBOK был разработан и поддерживается Институтом управления проектами (PMI®, Project Management Institute) — это ведущая международная некоммерческая ассоциация профессионалов в управлении проектами, объединяющая более 200 000 членов в 125 странах. Получить степень PMP можно здесь.
Разберем свод правил по этой книге с помощью методологии Ивана Селиховкина.
Содержание:
- Структура PMBOK
- Принципы проектного управления
- Области знаний
ЧАСТЬ 1.СТРУКТУРА PMBOK
10 областей знаний:
- управление интеграцией,
- управление содержанием,
- управление сроками,
- управление стоимостью,
- управление качеством,
- управление HR,
- управление коммуникациями,
- управление рисками,
- управление закупками,
- управление заинтересованными сторонами.
Области знаний разбиты на группы и состоят из 47 процессов управления проектом, объединенных в 5 групп:
- Инициация
- Планирование
- Исполнение
- Мониторинг и Контроль
- Закрытие
Процесс — это задача, к примеру, создать расписание.
Пример: область знаний «управление сроками» на этапах «ПЛАНИРОВАНИЕ» и «МОНИТОРИНГ»:
Исключение: процессы из областей знания «интеграция» и «управление HR»:
Примечание. Область знаний «Управление интеграцией» — в книге эта глава первая, но никогда не стоит начинать чтение книги с этой главы, потому что она абстрактна и не даем применимых знаний.
ЧАСТЬ 2.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Фундаментальные принципы PMI:
- Принцип яйца
- Принцип удава
- Принцип командности и проактивности
Разберем каждый принцип подробнее.
1. Принцип яйца
«Скорлупа яйца» — Устав проекта, который пишется в начале проекта
«Внутреннее содержимое яйца»:
- содержимое проекта (что собираемся сделать, требования и функционал) > сроки, стоимость
- коммуникации, риски, закупки, качество, HR
2. Принцип удава
Жизненный цикл проекта:
Начало проекта — «инициация» > Середина проекта — «цикл Деминга» > Конец проекта — «закрытие»
Если представить этапы в виде удава, то получается следующая картинка (этого в книге нет, это разработал И.Селиховкин):
3. Принцип командности и проактивности
ЧАСТЬ 3. ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
Области знаний:
- управление интеграцией,
- управление содержанием,
- управление сроками,
- управление стоимостью,
- управление качеством,
- управление HR,
- управление коммуникациями,
- управление рисками,
- управление закупками,
- управление заинтересованными сторонами.
1. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИЕЙ ПРОЕКТА
payback period — (период оккупаемости)
ROI-return of investment — (возврат инвестиций)
internal rate of return — (внутренняя ставка возврата)
discounted cash flow — (дисконтированный денежный поток)
net present value — (чистый дисконтированный доход)
4.1. Разработка устава проекта
Устав фиксирует цели и ограничения проекта
Должен быть неизменным
Пример: Temp1 — ProjectCharter_2015
4.2. Разработка плана управления проектом
Как будем измерять выполнение планов, как закрывать проект.
4.3. Мониторинг и контроль работ проекта
Проверка хода проекта относительно всех планов: нужно сверить «план» и «факт» (укладываем в сроки?, укладываемся в бюджет? и т.п.)
4.4. Интегрированный контроль изменений
4.5. Руководство и управление работами проекта
Это координация команды, действия по планам, работа с отчета и т.п.
4.6. Закрытие фазы или проекта
Все проекты и фазы должны быть закрыты все зависимости завершился он триумфом или провалом.
Для закрытия:
- выдать результат (требуемый по scope baseline)
- проверить и сделать «что нужно» для закрытия (например, высвободить команду подписать акт приемки работ, получить отзыв от клиента и т.п.)
- зафиксировать полезную информацию по проекту («выученный урок» — что было успешно/неуспешно, какие самые большие риски и т.п.)
2. УПРАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕМ ПРОЕКТА
Определить, какие работы необходимы, а потом что только они выполняются.
5.1. Планирование управлением содержанием
Связать все планы воедино
5.2. Сбор требований
Сбор требований происходит посредством опроса заинтересонных лиц — интервью, анкеты и т.п.
Пример матрицы требований RequirementMatrix_2015
5.3. Определение содержания
Делаем концепцию (техническое задание): детальное описание продукта и проекта
Определяем: что делаем и чего НЕ делаем в ходе проекта
Пример концепции: ProjectScope_2015
5.4. Создание иерархической структуры работ
Разделяй и властвуй!
Перед тем как представить иерархическую структуру работ желательно представить иерархическую структуру продукта
Иерархическая структура продукта (PBS — Product Breakdown Structure):
Иерархическая структура работ (WBS — Work Breakdown Structure):
Существенным является не способ представления, а иерархичность: декомпозиция любого результата на его составляющие.
От сложного – к простому.
5.5. Контроль содержания
Если понимаем, что не учли какой-то элемент, то вносим изменения в планы
5.6. Подтверждение содержания
3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ (СРОКАМИ) ПРОЕКТА
Вот как это выглядит на «Карте процессов»:
6.1. Управление расписанием
Как создать расписание и сопоставление содержания с расписанием
6.2. Определение операций
Декомпозиция технического задания в ДЕЙСТВИЯ!
Берем иерархическую структуру работ и переводим ее в «глаголы» — как добьем результата обозначенного в ИСР.
6.3. Определение последовательности операций
Перестраиваем ИСР в Сетевую диаграмму (PDM — Precedence Diagramming Method, Метод «операции в узлах» (метод предшествования).
Сетевая диаграмма проекта показывает набор операций и логику их последовательностей – кто за кем. Заметьте, что в этой диаграмме нет никаких характеристик самих операций, например, сроков или длительностей – только логика: что и в какой последовательности должно делаться в проекте. Эта диаграмма является важнейшим промежуточным шагом на пути к значимой цели – расписание проекта
6.4. Оценка ресурсов операций
Ресурсы делятся на:
- Возобновляемые – люди и оборудование
- Невозобновляемые – материалы
Не возобновляемые ресурсы -это материалы — расходуются на операции безвозвратно. В отличие от них возобновляемые ресурсы, это люди и оборудование, не расходуются и не теряют своих производительных возможностей, после очередной операции возобновляемые ресурсы готовы к следующей операции.
6.5. Оценка длительности операций
- Аналоговая оценка
Способ оценки по аналогии с предыдущей похожей деятельностью.
Пример такой оценки: мы уже исполняли подобные работы и по опыту знаем, что на исполнение требуется 5 дней. Или не исполняли подобного, но погуглили или опросили экспертов.
Среди аналоговых методов оценки есть один метод, который люди используют чаще всего – оценка из своего опыта. Это предполагает простой алгоритм:
опытный человек чешет затылок и сообщает: — ну, я это не раз делал, понадобится столько-то деньков.
Такой оценки имеет существенную особенность – оценки получаются заниженными, то есть оптимистичными.
- Оценка по трем точкам
Это оценка такого типа:
я не знаю, сколько понадобится времени на эту операцию, но могу сказать, что если все пойдет хорошо, то уложимся в 5 дней (оптимистичная оценка), в худшем варианте понадобится 10 дней (пессимистичная оценка), а скорее всего, потребуется 7 дней (наиболее вероятная оценка).
В результате нужно усреднить способом «оценка PERT» (PERT – Program Evaluation and Review Technique):
Ожидаемая оценка = (Оптимистичная + 4 * Наиболее вероятная + Пессимистичная) / 6
Обращаю внимание, что делим на 6 потому, что взяли 4 наиболее вероятных оценок и по одной оптимистичной и пессимистичной – всего шесть оценок.
Пример: Оценка по трем точкам.
Некоторая работа исполнялась 10 раз. Статистика длительностей:
- 2 раза за 4 дня – оптимистичная
- 7 раз за 5 дней – наиболее вероятная
- 1 раз за 9 дней – пессимистичная
Посчитаем разные средние значения:
Средняя (арифм) = (4 * 2 + 5 * 7 + 9 * 1) / 10 = 5,2 дней
Ожидаемая (PERT) = (4 + 4 * 5 + 9) / 6 = 5,5 дней
6.6. Разработка расписания
Используйте программное обеспечение — диаграммы Ганта и т.п.
Метод критического пути для составления расписания
Метод критического пути является основным способом расчета расписания проекта.
Операции могут иметь резервы, вызванные наличием параллельных цепочек:
Резерв (Float, Total Float, Slack) – время, на которое операция может быть задержана, без увеличения длительности проекта:
Резерв = Поздний старт — Ранний старт
Свободный резерв (Free Float) – время, на которое операция может быть задержана, не влияя на раннее начало любой последующей операции
В прямом проходе, от начала к концу проекта, рассчитываются ранние даты операций. А в обратном проходе, от конца проекта к началу, все наоборот – рассчитываются поздние даты каждой операции.
Результатом расчета является таблица с ранними датами и резевами каждой операции:.
Операции без резервов являются основным фокусом внимания менеджера и команды проекта:
Критический путь — все работы, у которых нет резервов. Критический путь определяет длительность проекта.
6.7. Контроль расписания
Делаем прогнозы отклонений и отслеживаем укладываемся ли в в график.
4. УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА
Вот как это выглядит на «Карте процессов»:
7.1. Планирование управлением стоимостью
Как будем держать под контролем наш план
7.2. Оценка стоимости
Считаем себестоимость на основе временных зарат.
Стоимость проекта = стоимость всех работ проекта
Стоимость работы = стоимость израсходованных ресурсов.
Стоимость проекта = Сумма стоимостей израсходованных ресурсов.
7.3. Определение бюджета
Бюджет проекта – это распределение стоимости проекта по времени.
Базовый план стоимости (cost baseline)= себестоимость работ + резервы работ + резервы пакетов работ
Бюджет проекта (project budget) = Базовый план стоимости + управленческие резервы
Управленческие резервы — это деньги, который спонсор проекта отложил на «всякий случай»
«План по стоимости» — это бюджет проекта.
Стоимости делят на две важные группы:
- стоимости ресурсов — состоят из стоимости людей, оборудования и материалов, требуемых для исполнения работ проекта,
- денежные затраты — это затраты на оплату работ внешних исполнителей – поставщиков и подрядчиков. На рисунке эти затраты показаны кривой «Ожидаемый денежный поток»
«Резерв управления» – это превышение бюджета, вызванное выявленными рисками.
7.4. Контроль стоимости
Собираем все вместе и контролируем календарный план проекта (MS Project):
Пример: The Practice Standard for Earned Value Management
Далее разберем:
- управление качеством,
- управление HR,
- управление коммуникациями,
- управление рисками,
- управление закупками,
- управление заинтересованными сторонами.
7. УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ
- Определение заинтересованных сторон проекта.
Заинтересованные стороны проекта – это лица и организации, например заказчики, спонсоры, исполняющая организация и общественность, которые активно участвуют в проекте, или интересы которых могут быть затронуты как положительно, так и отрицательно в ходе исполнения или в результате завершения проекта. Они также могут оказывать влияние на проект или на его результаты. Заинтересованные стороны проекта могут находиться на различных уровнях внутри организации и иметь разные уровни полномочий либо могут являться внешними по отношению к исполняющей организации проекта.
- Планирование коммуникаций
В процессе планирования коммуникаций определяются информация и взаимодействия, необходимые заинтересованным сторонам проекта, например: каким лицам какая информация нужна, когда она им понадобится, кто и каким образом должен им эту информацию предоставить.
- Распространение информации
Это процесс предоставления необходимой информации заинтересованным сторонам проекта в соответствии с планом.
- Управление ожиданиями заинтересованных сторон проекта
Это процесс общения и работы с заинтересованными сторонами проекта для удовлетворения их потребностей и решения возникающих проблем.
- Подготовка отчетов об исполнении
Это процесс сбора и распространения информации об исполнении, включая отчеты о состоянии, результаты измерения исполнения и прогнозы. Процесс подготовки отчетов об исполнении включает периодический сбор фактических данных и их сопоставление с базовым планом для оценки продвижения проекта и его исполнения, передачи данной информации, а также прогнозирования результатов проекта.
Тур по книгам по управлению проектами:
- Описать основные принципы работы в IT-сфере успешно удалось Тому Демарко и Тиму Листеру. Пожалуй, начать книжное путешествие стоит с их книги «Человеческий фактор: успешные проекты и команды». Из книги узнаете: «как?», «зачем?» и «почему?»
- Если в вашей работе много рисков, то возьмите на заметку «Вальсируя с Медведями».
- Руководителю стоит иметь в библиотеке книги Патрика Ленсиони «Пять искушений руководителя» и «Три признака унылой работы: История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных)». Первая рассказывает о руководстве, вторая о том, как зажечь огонь в глазах команды и мотивировать на подвиги.
А вот сервис, где представлена деловая литература: http://filegiver.com/c/delovaya-literatura
Часть 3 подготовлена по материалам Селиховкина, PMlead.ru, http://projectbureau.ru/book/bp_work/ и книги PMBOK