Что такое маркетинг?

На сегодняшний день существует огромное количество определений маркетинга. По своей сути маркетинг – это ориентированная на рынок разработка товаров, установление цен, продвижение и распределение товаров, услуг или идей, направленные на осуществление запланированных торговых операций, которые помогают организациям и частным лицам в достижении совместных задач.

Маркетинг – это все виды деятельности, осуществляемые субъектами экономической деятельности с целью продвижения, способствования и ускорения операций обмена в рамках экономической деятельности. (Словарь по маркетингу НИМА).

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. (Филип Котлер).

Шесть концепций управления маркетингом или философий для осуществления маркетинговой деятельности.

1. Концепция совершенствования производства

Данная концепция предполагает, что наилучший метод организации экономической деятельности заключен в совершенствовании производства, наращивании произво- дственных мощностей и повышении эффективности распределения. Данный принцип широко применялся в основном до 1900 года. Потребителям приходилось довольствоваться теми товарами, которые были в наличии.

«Товар продается хорошо, если есть в наличии и не очень дорогой».

2. Концепция совершенствования товара

Согласно данной концепции для того, чтобы увеличить продажи, компании следует направить все свое внимание на повышение качества продукции. Данная концепция применялась в 1900-1930 годах.

«Хороший товар продаст себя сам».

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий
Согласно этому подходу объем продаж зависит, главным образом, от активной политики коммуникаций и распределения. Данная концепция нашла свое активное применение в 1930-1950 годах.

«Для того чтобы потребители покупали нашу продукцию, необходимо направить все коммерческие усилия на коммуникации с потребителями и распределение товаров».

4. Концепция маркетинга

Данная концепция утверждает, что удовлетворение нужд и желаний потребителей является исходной точкой для организации деятельности компании. Компании начали руководствоваться этим принципом приблизительно с 1950 г.

«Все, чего желает потребитель».

5. Концепция социально-этичного маркетинга

Эта концепция основывается на концепции маркетинга и утверждает, что при принятии решений следует обращать внимание на долгосрочные побочные эффекты экономической деятельности. Такой подход широко применяется начиная с 1975 года.

«Все, чего желает потребитель, и что одновременно приносит равноценную пользу потребителю, обществу и окружающей среде».

6. Концепция стратегического маркетинга

В 80-е годы концепция социально-этичного маркетинга претерпела изменения путем добавления еще одного требования: компании следует ориентироваться на долгосрочную перспективу, в особенности, относительно поддержания конкурентного преимущества.


Помимо формирования спроса, маркетинг может также быть использован для ограничения или понижения спроса, а именно, демаркетинг и контрамаркетинг.

Демаркетинг – маркетинговая деятельность одной или нескольких компаний, направленная на снижение общего спроса на товар или спроса со стороны конкретной группы потребителей.

Пример: Одна дискотека в последнее время привлекает все большее и большее число «нежелательных» посетителей, что приводит к тому, что сокращается объем продаж, а многие вечеринки заканчиваются драками. Администрация дискотеки решила ограничить использование «товара»: увеличить плату за вход, установить минимальный возраст посетителей, обязать посетителей покупать определенные напитки и производить более строгий контроль при входе.

Предпринятые меры привели к сокращению спроса. Компания может также снизить слишком высокий спрос.

Общий демаркетинг относится к понижению общего спроса на товар.

Пример: во время нефтяного кризиса в 1973 году нефтяные компании пытались понизить спрос на свою продукцию.

Селективный демаркетинг может иметь место в случае, когда спрос со стороны определенных потребительских группподлежит снижению.

Например: введение платы за обработку заказов с целью снижения числа небольших заказов.

Контрмаркетинг – деятельность третьих лиц (неучаствующих в экономической деятельности), направленная на снижение или устранения спроса на определенный товар, который считается ими «нежелательным».

Пример: долгосрочные усилия, предпринимаемые комитетами против использования меховых изделий для снижения продаж меховой одежды в Голландии и Германии, что практически привело к отсутствию спроса на изделия из натурального меха.


Этапы развития маркетинга

  • Ориентация на рынок
    • от продаж к маркетингу
    • от формирования товарооборота к построению отношений
    • от недифференцированных товаров к супер-специализации
    • от силы влияния производителя к силе влияния розничного торговца
  • Увеличение масштабов
    • от малого масштаба к крупному
    • от национального уровня к международному
  • Профессионализм
    • от несфокусированного подхода к координированному подходу
    • от небольшого количества данных к огромному количеству данных
    • от специализации к структуризации
    • от функционального подхода к междисциплинарному подходу
  • Отношения между конкурентами
    • от сотрудничества к жесткой конкуренции
    • от замедленной реакции на сигнал тревоги к ускоренной реакции — от долгосрочной конкуренции к краткосрочной конкуренции

Уровни маркетинга

  • Макромаркетинг – деятельность организации, связанная с потоком товаров и услуг от производителя к потребителю на уровне общества.
  • Мезомаркетинг – деятельность организации, связанная с потоком товаров и услуг от производителя к потребителю в рамках одной конкретной отрасли.
  • Микромаркетинг – деятельность организации, направленная на определение, привлечение и удержание потенциальных клиентов на уровне отдельной организации.

Формы маркетинга

  • Потребительский маркетинг: маркетинговая деятельность организации, направленная на индивидуального потребителя.
  • Промышленный маркетинг: маркетинговая деятельность организации, направленная на другие организации, другими словами, маркетинговая деятельность, не направленная на индивидуального потребителя.
  • Маркетинг розничной торговли: маркетинговая деятельность, проводимая операторами рынка розничной торговли и направленная на конечного потребителя.
  • Маркетинг торговли: маркетинговая деятельность производителей товаров и услуг, направленная на существующих или потенциальных дистрибьюторов своей продукции (розничная и оптовая торговля); часть всеохватывающего промышленного маркетинга.
  • Маркетинг отношений: форма маркетинга, направленная на установление, поддержание и коммерциализацию отношений, таким образом, что достигаются цели обеих сторон. (Прямой маркетинг является инструментом маркетинга отношений)
  • Международный маркетинг: маркетинговая деятельность организации, направленная на целевые группы на внешних (международных) рынках.

    Глобальный маркетинг: маркетинговая деятельность организации, направленная на целевые группы в большом числе стран; при проведении маркетинговых кампаний организации стремятся к стандартизации.

  • Прямой маркетинг: форма маркетинга, направленная на выполнение специфической операции и (или) поддержание долгосрочных, структурированных и прямых взаимоотношений между организацией и ее клиентами. Прямой маркетинг подразумевает использование средств коммуникаций с прямым контактом, среди которых прямые почтовые рассылки являются наиболее типичными.
  • Интерактивный маркетинг: другой термин для прямого маркетинга, который подчеркивает важность интерактивного подхода к отношениям между организацией и клиентами. Важную роль здесь играют двусторонние средства коммуникации, такие как телефон, прямые почтовые рассылки и интерактивное телевидение.
  • Электронный маркетинг (интернет-маркетинг): маркетинговая деятельность, осуществляемая при помощи использования Интернет- технологий.
  • Телемаркетинг: термин, зачастую неправильно используемый как форма маркетинга, описывающая систематическое использование телефона как инструмента маркетинговой коммуникации. Телемаркетинг же описывает как входящие звонки (так называемый пассивный телемаркетинг), так и исходящие звонки (активный телемаркетинг).
  • Маркетинг через базы данных: еще один термин для описания прямого маркетинга, используемый для усиления важности наличия соответствующих баз данных с информацией о рынке.
  • Индивидуальный маркетинг: форма прямого маркетинга и маркетинга посредством базы данных, который при помощи технологий позволяет анализировать и влиять на потребительское поведение клиентов.
  • Маркетинг некоммерческих организаций: применение общих принципов маркетинга организацией, которая не считает получение прибыли своей целью, для продвижения идей или усиления различий или отличительных черт данной организации.
  • Маркетинг услуг: маркетинговая деятельность организации, продвигающей услуги в качестве предмета обмена.

Маркетинговые инструменты

Маркетинговая политика состоит из 5 элементов, формирующих маркетинговый комплекс. Данные элементы маркетингового комплекса являются не отдельными инструментами, а областями, от которых зависят многие  другие переменные.

Модель 5 P —  – это расширенная версия классической модели Филипа Котлера 4 «пи». Маркетинг-микс Котлера состоит из четырех слов, которые в оригинале – на английском языке – начинаются на букву p (читается «пи»): product, price, place и promotion.

  • 1. Товар – все материальные или нематериальные характеристики товара или услуги.

    Элементы: качество, дизайн, упаковка, торговая марка, аксессуары, ассортимент, гарантия

    2.Цена – ценность товара при обмене, выраженная в денежных единицах.

    Имеет непосредственное влияние на товарооборот и, соответственно, валовой доход и прибыль.

    3. Методы продвижения товара (коммуникации) – обеспечение информации.

    Комплекс продвижения: реклама, личные продажи, продвижение продаж, PR, спонсорство.

    4. Методы распространения – преодоление различий в географическом местонахождении, времени, количестве и качестве товара среди различных участников рынка.

    Элементы: выбор канала, интенсивность распределения, управление складскими запасами, методы транспортировки.

    5. Персонал – особенно важный элемент для маркетинга услуг

    Совокупность маркетинговых инструментов называется комплексом, поскольку все элементы должны хорошо согласовываться между собой. Эффективная маркетинговая политика включает в себя эти элементы маркетингового комплекса; кроме того, они подробно описываются в операционном маркетинговом плане.

    Всё, что нужно знать про модель маркетинг-микс


Для углубленного изучения основной учебник для программ по маркетингу:

  • уровня А – «Основы Маркетинга» Ф. Котлера,
  • для уровня В – «Маркетинг Менеджмент» Ф. Котлера и К. Келлера.